Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Какие вопросы надо задать франчайзеру, чтобы избежать «финансовых сюрпризов»

02.12.2021

Купить франшизу — значит потратить от нескольких десятков тысяч до нескольких десятков миллионов рублей. Чтобы помочь вам рассчитать математику франчайзинга и не влезть в долги, делаем памятку для покупателя франшизы.

1. За что я плачу паушальный взнос и когда

Мы уже писали о том, что франчайзер закладывает в сумму паушального или, как его ещё называют, первоначального взноса. Напоминаем: это единоразовый платеж, за счет которого правообладатель покрывает затраты на разработку франшизы, поддержку бренда и поддержку вас, как франчайзи (обучение, консультирование, помощь в конфликтных ситуациях и т.п.). Он есть не у всех франчайзеров. Если его нет, это не означает, что франшиза обойдется вам дешевле или будет выгоднее других. Вносится паушальный платёж сразу после подписания основного договора. Иногда франчайзёры идут навстречу и разбивают сумму на несколько платежей.

С одной стороны, это хорошо, а с другой, внимательно читайте договор. В нём могут быть прописаны условия предоставления вам доступа к обучающим и рабочим материалам в зависимости от графика поступления платежей. Таким образом, вы можете столкнуться с зависимостью от условий оплаты и предоставления полного пакета необходимой информации для запуска и открытия франшизы.

Помните: франчайзер тоже должен на чем-то зарабатывать. Если он не требует плату за вхождение в сеть, возможно, есть скрытые платежи, которые будут намного больше первоначального.

2. Может ли измениться размер роялти

В отличие от паушального взноса, роялти нужно уплачивать ежемесячно.

Разные компании рассчитывают роялти по-разному. По некоторым франшизам роялти вообще нет. Если это так, задумайтесь: на чем тогда зарабатывает франчайзер? Может быть, на товарных поставках, которые идут исключительно через него. Вчитайтесь в договор: там должно быть четко прописано, сколько денег вы должны отдавать владельцу бренда и за что.

Как правило, роялти рассчитывается исходя из выручки или устанавливается в виде фиксированной суммы. Некоторые компании предоставляют «каникулы» на первый период работы франшизы (например, в первые три месяца роялти нет, а потом придется платить по 6% от дохода). Также компании могут привязывать размер роялти к формату. Такая практика распространена в ретейле и в ресторанном бизнесе.

3. Есть ли маркетинговый платеж

Ещё один существенный платёж, который необходимо просчитывать заранее и обсуждать с франчайзёром отдельно и внимательно, — это затраты на маркетинговое сопровождение и всё, что связано с продвижением франшизы. Затраты франчайзи на локальное продвижение могут составлять 1-2% от выручки ежемесячно.

4. Сколько мне придется тратить на персонал

ФОТ (фонд оплаты труда) — одна из ключевых статей затрат бизнеса. Зарплата персонала может зависеть от многих факторов, в том числе от региона. Если вы сомневаетесь в том, сколько надо платить тому или иному сотруднику, проведите сравнительный анализ в своём городе и по сегменту. За вас это может сделать профессиональный консультант, который найдет конкурентов и выяснит, сколько платят в соседней кофейне, салоне красоты, который работает на той же улице и т.п.

А ещё лайфхак: консультант не только проведет анализ, но и полностью возьмет на себя подбор персонала и формирование стартовой команды. При таком варианте вы будете платить фиксированное вознаграждение за одну вакансию. Расчёт стоимости идёт от уровня и профиля специалиста, региона работы, условий, сроков и т.д. Многие УК сами стали предлагать такие услуги на платной основе.

Хороший персонал — одна из составляющих успеха бизнеса. За него надо бороться. В среднем поиск одного специалиста обходится в 10 тысяч рублей.

5. Сколько стоит CRM система

Автоматизацией бизнеса, пожалуй, никого уже не удивишь. Каждый франчайзёр предлагает в обязательном порядке установить IT продукт той или иной компании — вопрос оплаты лицензии, ежемесячного обслуживания встанет сразу, как только вам подключат программу. Поэтому, чтобы планировать расходы, рекомендуем обязательно уточнить сумму платежа, посмотреть программу в формате теста, проговорить условия получения доступа к программе.

Важно: учтите, что франчайзер может решить поменять текущую CRM. На кого тогда лягут расходы? Это тоже должно быть прописано в договоре.

6. Когда я выйду на окупаемость

Срок окупаемости — второй показатель после размера инвестиций, на который ориентируются инвесторы и покупатели франшизы. Формул расчета срока окупаемости бизнеса существует несколько, и франчайзер может использовать любую из них — на своё усмотрение. Если хотите купить франшизу, спросите у её правообладателя — почему вы решили, что моя точка окупится в обозначенный срок?

Совет: запросите в УК данные по выручкам за один календарный год помесячно. Большинство компаний предоставляют такую информацию в открытом доступе, а если нет — стоит задуматься.

Помните, что в любой формуле есть переменные — такие, как объём затрат и объём продаж, и это лишь прогнозируемые показатели, а не объективные.

Эксперты также советуют предварительно рассчитать, сколько продукции придется реализовать, чтобы затраты на открытие точки окупились. В зависимости от сегмента и типа франшизы сроки окупаемости могут колебаться в диапазоне от нескольких месяцев (IT-франшизы и франшизы услуг) до нескольких лет (производственные франшизы, концепции полноформатных ресторанов, гостиничные франшизы и др.).

7. Когда я получу первую прибыль

Задавая этот вопрос, вы должны понимать разницу между прибылью и выручкой. Выручка — это то, что вы получаете от реализации товара или услуги без вычета расходов. Прибыль — это то, что у вас остается в итоге. Даже подготовленная финансовая модель не спасёт вас от влияния на показатели со стороны внешних и внутренних факторов.

Предприятие может получать выручку, но при этом не быть прибыльным. Уточните у франчайзера, когда его собственные точки стали получать прибыль и когда на точку безубыточности вышли действующие франчайзи.

8. Что делать при кассовом разрыве

Для начала — понять, что это такое. Простыми словами: кассовый разрыв — это нехватка денег на текущие расходы. Вам надо оплатить аренду, выдать зарплату персоналу, закупить продукцию, а средств на это нет.

Узнайте у франчайзера, сможет ли он помочь вам в подобной ситуации. Например, договориться о кредите или организовать поставку с рассрочкой платежа. Только учтите, что, если франчайзер предлагает вам кредит, надо очень внимательно рассмотреть все условия. Возможно, закредитоваться в банке будет выгоднее.

ИСТОЧНИК: сайт "buybrand.ru"